Петроглифы Шимайлы

Петроглифы Шимайлы

Наскальные изображения Шимайлы расположены на территории Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, в глубине Тарбагатайских гор.

Шимайлы – общее название урочища, полученное из-за многочисленных рисунков, нанесенных на гладкие поверхности песчаниковых пород, выходы которых разбросаны на большой площади по сторонам маленькой горной речки, особенно у ее истоков. К настоящему времени здесь открыты 13 групп (Шимайлы I–XIII) наскальных рисунков. Самая высокая точка с петроглифами находится на высоте 1363 м над уровнем моря.

На правом берегу небольшого ручья зафиксированы погребально-поминальные сооружения – курганы и оградки различных эпох, от эпохи бронзы до средневекового периода. На некоторых из них проводились археологические раскопки.

Основная масса наскальных изображений сосредоточена на вершине, южном и юго-восточном участках сопки Сардонгал, которая резко выделяется на фоне небольших возвышенностей с выходами коренных пород, расположенных по обе стороны небольшой речки, которая протекает по дну узкой долины. К основной сопке с востока примыкают еще две невысокие возвышенности, разделенные между собой неглубокими ложбинами.

На этих малых сопках также зафиксировано большое количество различных плоскостей с рисунками. Кроме удобных для рисования вертикальных, наклонных и горизонтальных плоскостей коренных выходов древними художниками были использованы отдельные малые и крупные блоки, оторванные от своих основ. Замечено, что именно такие блоки покрываются более интенсивным, блестящим черным с синеватым оттенком железистого марганца пустынным загаром и имеют наиболее гладкие поверхности, пригодные для выбивания рисунков, особенно многофигурных композиций.

Экспозиция плоскостей с рисунками подчинена естественным условиям их расположения, и, соответственно, они имеют вертикальную, наклонную и горизонтальную структуры. В технике исполнения петроглифов преобладает сплошная, затем точечная выбивка, зафиксированы прошлифованные изображения, встречаются резные фигуры. Некоторую часть рисунков составляют те, которые выполнены контурной техникой и комбинированным способом.

Первичный анализ петроглифов показал в группе Шимайлы 1 на сопке Сардонгал преобладание многофигурных композиций, состоящих из десятков изображений людей, животных и других мотивов. В то же время нередки одиночные фигуры и сцены, состоящие из нескольких изображений. Это, в некоторой степени, зависит от размера пригодных для выбивания рисунков плоскостей. Петроглифы урочища Шимайлы охватывают три последовательно сменяющих друг друга хронологических периода – бронзовый век, эпоху раннего железа и средневековье. Некоторые изображения по своим стилистическим особенностям, технике исполнения и другим признакам могут быть отнесены к переходным периодам.

Подавляющее количество наскальных изображений Шимайлы относится к бронзовому веку. Они в большей части объединены в многофигурные композиции, связанные с мифо-ритуальным комплексом и архаическим мышлением человека этой эпохи. Среди петроглифов превалируют зооморфные образы.

Мощный пласт составляют изображения лошадей и быков, выполненных в так называемом сейминско-турбинском стиле, изредка с заштрихованными геометрическими корпусами. Последние находят точные аналогии среди орнаментальных композиций на широко распространенных глиняных горшках срубно-андроновского облика, что позволяет синхронизировать различные категории памятников материальной культуры, оставленных племенами бронзового века.

Обращают на себя внимание изображения лошадей и быков с разрисованными туловищами и вписанными в корпуса малыми фигурами этих же животных, которые интерпретируются некоторыми исследователями как стельные животные. К числу редчайших мотивов относятся фигуры медведя. Четко выделяются изображения птицеголовых оленей, характерные для финальной бронзы, переходного этапа и раннесакского периода.

Они по большей части композиционно оформляются во втиснутом друг в друга положении, как на так называемых оленных камнях. Второе место по численности в петроглифах Шимайлы занимают антропоморфные фигуры, показанные в разных ситуациях. Это массовые ритуальные пляски, эротические сцены с участием ряженых и персонажей в звериных масках, а также динамичные фигуры лучников, палиценосцев, и др., объединенные в различные охотничьи и батальные сцены.

Можно отметить солнцеголовых антропоморфных персонажей, а также фигуру четырехрукого «божества». Встречаются сцены или целые композиции, которые можно интерпретировать с точки зрения отражения в них различных древних мифов. Зафиксированы солярные символы и различного рода знаки, а также изображения колесниц, предметы вооружения. Петроглифы сакского периода немногочисленны, но, как всегда, они очень яркие, динамичные и экспрессивные.

Особо впечатляют фигуры благородного оленя, хищных зверей, лошадей и других животных, выполненные в раннесакском зверином стиле. Трудно вычленить наскальные изображения, относящиеся к развитому сакскому периоду и, особенно, к позднему периоду раннего железного века. Вполне возможно, что какая-то часть петроглифов Шимайлы относится к так называемому гунно-сарматскому периоду, то есть, они заполняют период между поздними саками и ранними тюрками.

Гравюры эпохи древних тюрков малочисленны, но они выделяются по технике и стилистическим особенностям достаточно корректно. Это, в основном, сюжеты прокламативного характера, представленные образами конных воинов, иногда показанных с боевыми луками. У боевых коней иногда подчеркнуты трехзубчатые короткие стрижки, показаны седла и чепраки, подшейные кисти уздечек, что безошибочно позволяет определить этнокультурный облик изображаемых персонажей.

В целом можно сказать, что петроглифы урочища Шимайлы достаточно представительны и занимают достойное место в петроглифическом искусстве Центральной Азии.

Какова ваша реакция?

like
0
dislike
0
love
0
funny
0
angry
0
sad
0
wow
0